Уход за автомобильной аккумуляторной батареей

Уход за автомобильной аккумуляторной батареей

Как показывает практика, у всех владельцев автомобилей, когда либо возникает необходимость в зарядном устройстве, с помощью которого за то время, пока автомобиль находится в гараже, можно было бы довести степень заряженности аккумуляторной батареи до полной.

При выборе зарядного устройства следует руководствоваться сведениями по способам зарядки АБ и информацией о устройствах реализующих эти способы - они приведены ниже.

Заряд аккумуляторных батарей необходимо производить практически от любого источника постоянного (выпрямленного) тока с напряжением большим, чем напряжение батареи. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0 16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100 % её фактической емкости).

Казалось бы, чего проще - к вторичной обмотке понижающего сетевого трансформатора подключить выпрямительный диодный мост и с него снять зарядное напряжение! К сожалению, для установки требуемого зарядного тока и его поддержания в процессе зарядки необходим трансформатор с большим числом отводов вторичной обмотки, многопозиционный переключатель и амперметр.

По мере зарядки батареи необходимо увеличивать выходное напряжение, переходя с одного отвода на другой и контролируя ток по амперметру. При этом надо помнить, что незначительное изменение сетевого напряжения приводит к заметному "уходу" зарядного тока.

Разумеется, изготовить понижающий трансформатор с большим числом отводов -задача не из простых. Поэтому, если в вашем распоряжении есть регулировочный лабораторный автотрансформатор ЛАТР-2 или ЛАТР-9, подойдет понижающий трансформатор без отводов, первичную обмотку которого подключают к выходу ЛАТРа.

В этом случае зарядный ток регулируют ЛАТРом, но корректировка тока все равно остается необходимой и колебания сетевого напряжения по-прежнему будут сказываются весьма заметно. К тому же такое зарядное устройство с двумя трансформаторами оказывается очень громоздким и тяжелым.

Существует вариант устройства с одним понижающим трансформатором с вторичной обмоткой без отводов. В этом варианте для регулировании зарядного тока используют мощный переменный резистор, включенный реостатом последовательно с нагрузкой.

Такой способ регулирования зарядного тока позволяет существенно уменьшить влияние колебаний напряжения питающей сети. Однако мощный низкоомный реостат-узел довольно громоздкий и дефицитный. К тому же трансформатор придется выбирать с запасом по мощности в 20 - 30% (этот запас будет рассеиваться в виде тепла в реостате), что в конечном счете также повлечет за собой увеличение массы и габаритов зарядного устройства.

Если реостат включить последовательно в цепь первичной обмотки трансформатора, то запаса не потребуется, но появится новая серьезная проблема - необходимость тщательной изоляции реостата из-за реальной опасности поражения электротоком. Положение усугубляется тем, что одновременно требуется обеспечить эффективное отведение тепла от реостата.

Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включенный последовательно с первичной обмоткой трансформатора и выполняющий функцию гасящего сопротивления. Здесь тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах выпрямительного моста и в трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.

В этом устройстве ток зарядки аккумулятора поддерживается на определенном уровне. Осуществляется это следующим образом. В процессе зарядки напряжение на аккумуляторе увеличивается, а ток через него стремится уменьшиться. Но при этом возрастает приведенное сопротивление первичной обмотки трансформатора Т1, падение напряжения на ней увеличивается, и ток через аккумулятор меняется мало.

Существуют и множество других способов регулировки и поддержания тока или напряжения на заданном уровне, реализованные применением электронных схем управления в зарядных устройствах.

Применение электроники позволяет автоматизировать режим зарядки, что особенно важно для поддержания в рабочем состоянии АБ не находящихся долгое время в эксплуатации.

При этом в сущности не важно какое вы выберите ЗУ, главное выполнять требования по зарядному режиму аккумуляторной батареи и недопускать частых перезарядов или постоянного недозаряда АБ.

Не следует забывать пожалуй и о таких устройствах как - "Пусковые" и "Пускозарядные" . Основная задача таких приборов - облегчение режима работы аккумулятора и стартера во время запуска двигателя в холодное время года или при частичной разрядке АБ.

В серии справочников можно найти описание различных зарядных устройств, как промышленного изготовления, так и разработанные частными лицами, которые помогут Вам продлить срок службы аккумулятора. Приведены так же схемы приставок, позволяющих улучшить работу уже имеющихся в эксплуатации ЗУ.

Примечание. У части автолюбителей, не эксплуатирующих по каким-то причинам долгое время машину, много проблем вызывает хранение аккумуляторной батареи в этот период.

В принципе зимой хранить батарею можно на автомобиле. Нужно её только обслужить, полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы. В неотапливаемом гараже условия для содержания батареи наиболее благоприятны.

Вообще батарея хорошо сохраняет свои характеристики при температурах от 0 до - 20 °С, так как при этом значительно замедляется саморазряд батареи. При более низких температурах хранить батарею нежелательно - могут появиться трещины в мастике. Проверять плотность электролита в хранящейся батарее можно раз в месяц. Когда плотность снизится до 1,23 г/см3, батарею нужно поставить на заряд.

В отапливаемом гараже и вообще при положительных температурах батарею старайтесь не хранить, но если другого выхода нет, проверяйте плотность электролита через каждые две недели и, как только она станет меньше начальной на 0,05 г/см3, ставьте батарею на заряд.

При хранении аккумулятора, для поддержания его в рабочем состоянии, можно порекомендовать использовать автоматические зарядные устройства, позволяющие контролировать напряжение на АБ и в зависимости от его величины включать или отключать ЗУ.

Если Вы собираетесь хранить батарею достаточно долго и у Вас нет ЗУ, или нет возможности уделять много времени на контроль состояния АБ, можно порекомендовать способ, проверенный на практике.

В этом случае вместо электролита в каждый аккумулятор заливают 5%-ный раствор борной кислоты. Делается это так. Сначала из батареи выливают электролит и два-три раза с 10 15-минутными перерывами промывают ее дистиллированной водой. Затем в 3 литра (для батареи 6СТ-45) или в 3,8 литра (для батарей 6СТ-55,6СТ-60) воды разводят соответственно 150 или 200 г борной кислоты.

Этот раствор заливают в аккумулятор.

Хранить такую батарею можно только в отапливаемом помещении.

Этот способ хорош тем, что не требует проверки хранящейся батареи и позволяет быстро привести её в рабочее состояние. Для этого достаточно из аккумуляторов вылить раствор борной кислоты и залить электролит плотностью 1,38 - 1,40 г/см3 в средней полосе и 1,33 - 1,35 г/см3 в южных районах страны. Через 20 - 30 мин после заливки батарею можно устанавливать на автомобиль.

Затем через два-три дня проверить плотность электролита и при необходимости откорректировать её, доливая дистиллированную воду или электролит.

Такой способ храпения достаточно прост, надежен и позволяет продлить срок службы батареи.

Несколько слов о том, как поступить со слитым из батареи электролитом. Хранить его не имеет особого смысла, так как в батарею лучше залить новый электролит. Однако старый электролит ни в коем случае нельзя выливать на улицу. Лучше всего нейтрализовать его необходимым количеством щелочи или кальцинированной соды.

Правильное хранение аккумуляторной батареи, как и своевременное её техническое обслуживание, существенно увеличивают срок службы батареи.

И все же полностью избавиться от неисправностей аккумуляторной батареи не удается. Иногда их появление ничем предотвратить нельзя. Однако вовремя обнаружить и устранить неисправность можно.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

 
 
Оригинал здесь.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизоваться.