Идея применения подобного устройства возникла после посещения нескольких форумов, посвященных велосипедам, велолюбителям и велосипедному оборудованию, а также в результате собственных велосипедных прогулок.
Результатом безуспешных попыток приобрести готовое устройство стало решение разработать его самостоятельно. После этого на нескольких велофорумах было размещено сообщение с просьбой высказать свои предложения по требованиям к функциональным особенностям данного электрокомплекта.
Принципиальная схема
Предложение вызвало довольно оживленное обсуждение и большое количество пожеланий по функциональным особенностям и режимам работы комплекта, большинство из которых были реализованы при разработке принципиальной схемы электрокомплекта (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема электрокомплекта для велосипеда.
Функционально комплект состоит из:
- Прерывателя сигналов поворота и Стоп-сигнала (VТ1, VТ2 VD1.VD2, VD4, VD6, VТ1, VТ2);
- Импульсного преобразователя напряжения (DA3);
- Устройства подзарядки аккумуляторной батареи (VD3, DA2, в качестве генератора желательно использовать электродвигатель серии ДПР);
- Ультразвукового генератора с качающейся частотой (DD1).
Устройство функционирует следующим образом. Питающее напряжение от АКБ поступает на вход импульсного понижающего преобразователя напряжения, откуда питание напряжением 9 В поступает на остальную часть схемы.
При движении прямо и включенном питании работает светодиод VD6, который работает в импульсном режиме благодаря встроенному генератору, и создает при этом пульсирующий ток через R13, падение напряжения на котором приводит к открыванию нижней по схеме секции VТ2, что обеспечивает импульсную работу стоп-сигнала.
При торможении напряжение через контакты датчиков торможения подается на затвор верхней по схеме секции VТ2, что приводит к непрерывному свечению стоп-сигнала.
Рис. 2. Продолжение схемы электрооборудования велосипеда, показанной на рисунке 1.
При включении указателя поворота в зависимости от направления поворота включается VD1 или VD4, подавая импульсное напряжение на соответствующие секции VТ1, одновременно с этим через диод VD2 или VD5 постоянное напряжение поступает на затвор верхней по схеме секции VТ2, что приводит к непрерывному свечению стоп-сигнала при мигающем указателе поворота.
При включении габаритного освещения питание подается на соответствующие светодиоды заднего и переднего плафонов, и становится возможным включение основного осветителя. Режим работы основного осветителя может быть выбран переключателем, включенным в схему стабилизации тока на DA1.
В качестве излучателя основного осветителя желательно использовать светодиоды с боковой диаграммой излучения, что делает возможным оптическое согласование их со стандартной оптикой для ламп накаливания.
Это также делает возможным использование в качестве корпуса для всего устройства обычной китайской велофары. При необходимости защиты от собак и/или комаров используется ультразвуковой генератор с качающейся частотой, состоящий из генератора модулирующих импульсов DD1.1, собственно ультразвукового генератора DD1.2 и каскада раскачки DD1.3...DD1.6.
Управление всеми режимами осуществляется посредством переключателей, вынесенных, для удобства, на рукоятки руля подобно мотоциклам. В заключение хочу выразить благодарность всем, кто высказал пожелания, так пригодившиеся при разработке этой схемы.
С. Кныш. По материалам agbike.spb.ru. РМ-04-17.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизоваться.